«Лабиринт». «Хроники человеческого меньшинства. Роман Кевина Нгуена «Новые волны»

Наше виртуальное существование до сих пор кажется нам в новинку. Но мы живем так уже третий десяток лет. И, судя по всему, ничего не изменится, пока технологии не совершат новый виток и не выйдут на тот уровень, когда роутеры, мониторы и планшеты станут архаикой или чем-то настолько неприметно утилитарным, вроде ручки и бумаги.

Роман Кевина Нгуена «Новые волны» — хороший предлог для того, чтобы осознать масштаб свершившихся с нами под влиянием технологий перемен, и при этом сделать неприятное открытие: оказывается, даже в этой новой виртуальной жизни мы, как всегда, проделали эволюцию далеко не в лучшую сторону. А ведь надежды были большими, и все могло сложиться иначе.

В книге нет стройного сюжета, нет линейного движения от прошлого к будущему (какая может быть временная и прочая иерархия между старыми и новыми постами в интернете, между открытыми в браузере вкладками?). Перед нами не роман-предупреждение, вроде «Сферы» Дэйва Эггерса. Было бы глупо разводить алармистские настроения, когда поезд уже ушел. Но и не книга-приговор. Это роман-блог, роман — интернетная закладка, с фрагментами избранной переписки с друзьями и вкраплениями печатных версий протоаудиокниг. Здесь нет конфликта в классическом смысле этого слова, это просто событийная лента, которую мы прокручиваем, переходя от страницы к странице и получая представление о том недалеком прошлом, которое промелькнуло настолько быстро, что почти не оставило о себе памяти.

Роман Нгуена — попытка вспомнить о тех временах, когда Сеть не была однозначным злом, когда еще брезжила надежда на то, что она будет способствовать расширению человечности, безграничной свободе, а не произволу, и моральные принципы не были пустым звуком. Это эпитафия поколению, которое было не лишено двойственности, а значит, обладало наибольшей полнотой возможностей для человеческого самовыражения. Нищие богачи — так можно сказать о героях романа Нгуена. Личности с мультииндивидуальностью. Те, кто способен выдумать себя от начала до конца, создать завершенный образ, а после перейти к новому уже на другом ресурсе, в другой компании, в общении с другим человеком. Люди, безотчетно тоскующие по человечности и пытающиеся утвердить ее уже на виртуальных просторах.

Важная мысль, звучащая в романе: при всей своей специфике, виртуальная жизнь так же значима и реальна, как реальная, она существует по тем же законам, что и обычная жизнь. Человек везде остается человеком. И в дурном, и в хорошем. Но если говорить о дурном, то путь вниз гораздо благоприятнее и занимает намного меньше времени. Виртуальное — кривое зеркало реальности: расизм, агрессия.

Здесь есть спектр всех человеческих отношений — оптимизм, пессимизм. И хотя тема дискриминации и расизма представлена в романе вполне объемно, это книга не о том, как презирают черных и азиатов. Она не о национальных меньшинствах. Она о том, как съеживается человечность и как само человечество становится меньшинством.

Добрые намерения оборачиваются злом. Просто падение — «падением во всех направлениях».

Но общая минорность звучания романа, история внешнего неуспеха и потери, не заводит нас в дебри пессимизма. Неудача закономерна. Человечность не может стать виртуальной. Поэтому подлинной отдушиной, последним прибежищем для нее становится не цифровое инобытие, а почти как в романе Джуно Диаса «Короткая фантастическая жизнь Оскара Вау» — область мечты, вечно живой мир литературы и фантастики.

Уточнить стоимость

Оформить заявку